Добавлено: 10 фев 2005 21:06
1. ИДЕАЛЬНАЯ РАБОТА
Разговор о поиске работы начну с оборотной ее стороны - с точки зрения работодателя. Проработав в свое время менеджером кадрового агентства, менеджером по персоналу крупной IT-компании, побывав в роли мамы, ищущей няню для своей дочки, а также иногда помогая знакомым предпринимателям в подборе кадров, я убедилась: работа есть, работы много, и люди требуются.
Проблема не в отсутствии рабочих мест, а в неумении работодателей и специалистов найти общий язык, договориться. Часто работодатели желают получить суперпрофессионала, преданного компании и готового работать за средненькую зарплату по 12 часов в сутки без выходных, а соискатели мечтают о работе, где можно ничего не делать и получать большие деньги. (А если вдуматься - такой уж ли замечательной окажется работа "ничегонеделанье"? По сути, это работа сторожем…)
Люди могут отказываются от работы по многим причинам: малооплачиваемая работа, разовая работа, ненормированный рабочий день, работа в праздники или в выходные, далеко ездить на работу, никому не известная компания и т.д. Все это вполне понятные причины отказа, если рассматривать любую вакансию как работу на всю жизнь. А если посмотреть на это иначе? Неинтересная и малооплачиваемая работа может стать первой ступенькой вашей карьеры. Маленькая, недавно образовавшаяся компания может через десяток лет превратиться в уважаемую корпорацию, а первые ее сотрудники станут топ-менеджерами.
Определите свои приоритеты. Например, может оказаться, что свободный или гибкий график работы для вас важнее всего, и тогда работа секретаря - не ваша.
Отдельный разговор о деньгах. Конечно, всем нужны деньги и желательно побольше. Помечтаем?
2. ВАКАНСИИ
Соискателям без опыта работы лучше выбирать не столько высокооплачиваемую, сколько перспективную для роста или приобретения опыта работу. В крупной серьезной компании можно поработать месяц-другой даже бесплатно. Люди в возрасте обладают серьезным преимуществом - многолетний и разнообразный опыт, который в некоторых случаях может оказаться уникальным.
Объявление о вакансии на сайте или в периодическом издании по трудоустройству. Даже самое маленькое объявление о вакансии может дать немало информации о предполагаемой работе. Стоит обратить внимание на издание, в котором напечатано объявление, выбранный размер и формат (простое или в рамке, цветное, на обложке), рубрику. Цветное объявление на обложке стоит намного дороже обычной строки, и там размещают свои вакансии только достаточно крупные компании, и, как правило, не в первый раз. Уважающие себя компании указывают в объявлении свое название и форму собственности (ООО, ЗАО, ЧП), иногда - род деятельности. Лучше, если требования к кандидатам указаны достаточно четкие, и обязательно - название должности. Информация о предполагаемой зарплате - хороший показатель.
Особо стоит выделить объявления MLM (многоуровневый, или сетевой маркетинг). В целом, нет ничего плохого в данном виде бизнеса, и много людей честно зарабатывают на этом деньги. Но нужно учесть, что, во-первых, как и другие профессии, MLM подходит не всем, а только весьма пробивным и общительным людям, а во-вторых, среди множества реальных компаний, использующих сетевой маркетинг для распространения своего товара (в основном косметическая продукция: Newways, Avon), есть немало "мыльных пузырей", единственный источник дохода в них - это вступительные взносы новых привлеченных людей.
Вычислить MLM среди множества объявлений легко, все они обладают характерными признаками: приглашают на работу всех подряд, от 20 до 50 лет, иногда с высшим образованием, чаще требуются общительные и предприимчивые женщины, обещание высоких доходов и карьерного роста, запись на собеседование. По телефону, как правило, никто ничего не говорит, даже названия фирмы и в чем, собственно, заключается работа.
Кадровые агентства. Если услуги кадрового агентства платные, то выясните, за что вы платите, и определите для себя, готовы ли вы за это платить. Если оплата за предоставление вакансий - адекватна ли она той сумме, которую вы потратите на газеты с вакансиями за тот же период? Иногда утверждают, что многие компании не хотят печатать свои вакансии в газетах, а обращаются напрямую в кадровые агентства. Но в этом случае логично, что компания сама оплачивает услуги по поиску кадров. Если же фирма не желает платить ни за услуги кадрового агентства, ни за объявления, то … Выводы делайте сами.
3.СОБЕСЕДОВАНИЕ
Собеседование может быть многоэтапным, а также включать тестирование - как психологическое, так и профессиональное. И часто первый этап начинается еще во время телефонного разговора. Уже по голосу о человеке можно сказать многое, а для некоторых вакансий (например, секретари, няни, консультанты, лекторы) голос является достаточно важным профессиональным качеством человека.
На личную встречу лучше приходить за 5-10 минут до назначенного времени, а также иметь в запасе хотя бы 1-2 часа, а не торопиться куда-то еще.
Если перед собеседованием вы себя плохо чувствуете, устали или огорчены чем-либо, найдите полчаса и приведите себя в порядок: контрастный душ, фрукты, любимая мелодия или медитация помогут вам быстро прийти в форму. При серьезной болезни лучше по возможности отложить собеседование.
Одежда и имидж. Есть общепринятое мнение, как следует одеваться на собеседование: строгий деловой костюм, неяркая косметика и т.д. В некоторых случаях это действительно может сыграть решающую роль. В основном это касается руководящих должностей, менеджеров и секретарей - т.е. тех, кто впоследствии будет непосредственно общаться с клиентами, для кого одежда является своего рода показателем профессиональной пригодности. В остальных случаях соответствующуая одежда не является столь необходимым элементом, например, программист или дизайнер вполне может прийти в джинсах и свитере. Естественное требование ко всем - опрятность, а в остальном лучше всего одеться так, чтобы чувствовать себя комфортно и удобно, особенно если у вас нелады с подбором официальной одежды. Никому не будет лучше оттого, что вы придете в тридцатиградусную жару в пиджаке или колготках, пытаясь соответствовать правилам, и будете во время собеседования думать не о вопросе, заданном раоботодателем, а о прохладном душе.
А если еще учесть, что вам в этом коллективе, возможно, придется работать, то ваша одежда станет своеобразным тестом компании - если вам откажут в работе из-за несоотвествующего облика, то это и к лучшему: сможете ли вы работать, одеваясь неудобно для вас 8 часов в день? Если, конечно, работа не настолько важна для вас, что вы готовы терпеть эти неудобства.
Работа со страхом. Во время собеседования ведите себя естественно. Не лучшую услугу вам окажут стеснение, скованность и страх.
Вопросы, которые вам могут задать. Как правило, основные вопросы касаются квалификации и опыта работы. Могут уточнить моменты, не отраженные в резюме: прописку, семейное положение, рекомендации. Но даже если спрашивают о чем-либо, по вашему мнению, уже понятном, не стоит говорить "это есть в резюме" или "я уже рассказывал об этом". Запомните, целью собеседования является не только получение конкретной информации о кандидатах, но и способ узнать личность человека, его свойства и качества. И наилучшим методом для этого является поставить соискателя в неудобную для него ситуациюи посмотреть,"как он выкрутиться". Помимо повторения вопросов, могут спрашивать о личном, о прошлом месте работы и начальнике, а также предлагать кандидату рассказать, как он действовал бы в той или иной ситуации. Лучше быть предельно честным, не забывая о корректности и чувстве такта. Обвиняя начальника во всех смертных грехах или раскрывая семейные тайны, вы тем самым резко уменьшаете свои шансы быть принятым.
Вопросы к работодателю. Лучше всего, если первым вопросом будет вопрос о фирме: сфера деятельности, количество сотрудников, история, традиции, а также о ваших будущих обязанностях и коллегах. Выясните форму трудовых отношений: запись в трудовую книжку, трудовой договор. По вопросу о заработной плате уточните, какую сумму вы фактически получите на руки, а также форму и сроки выплаты. Поинтересуйтесь размером отпуска и другими социальными льготами. Естественно, в этих вопросах чувствуйте меру, дабы у работодателя не создалось впечатления, что вы интересуетесь только зарплатой и льготами.
Что влияет на выбор работодателя в пользу того или иного претендента?
Ключевыми являются профессиональные качества, проявленные на практике (а не только описанные в резюме, пусть даже подтвержденные рекомендациями). Например, программист или уборщица могут объяснить работодателю, что им нужна энная сумма ЗП, потому что им нужно кормить семью и вообще "сейчас N гривен (или долларов) - это не деньги", но бухгалтеру или менеджеру продаж, а тем более руководителю это недопустимо.
Не стоит объяснять, что вам очень нужна работа: шансов это не прибавит, а вот испортить впечатление может. Максимум, чего вы добъетесь - вам посочувствуют, и только.
Играет роль также конкурс - при большом количестве претендентов требования ужесточаются, а если вакансия срочная - может сыграть роль срок, в течение которого кандидат может приступить к работе.
Самое любопытное, что опыт и образование кандидата играет далеко не решающую роль. В моей практике встречались случаи, когда не совсем подходящего по квалификации специалиста взяли на работу, и даже создали под него новое рабочее место. Дальновидные руководители ищут сотрудника компании, а не функциональный винтик, поэтому внимание обращают на способность кандидата самостоятельно решать задачи, входящие в его компетенцию, а также соответствие его ценностей и ценностей компании. А отдельные нюансы администрирования операционной среды или тонкости налогообложения акционерных обществ всегда можно выучить в процессе работы.
Источник: www.kamerton.kiev.ua