Добавлено: 14 май 2006 21:39
Спрессованное время, масса дел, азарт и стрессы. Вы думаете это проходит бесследно? Стрессы съедают нашу память. Вам знакомо смутное ощущение, что что то выпущено из виду?. Листаешь органайзер - кажется все в порядке. Ах, да! Вспомнил! Но это в сущности такая мелочь, не заносить же ее в органайзер. Или стоит заносить? Как мы выглядим, поминутно листая пухлую книжицу? Какое впечатление это создаст у партнеров?
Есть ли иные способы вспомнить все и вовремя?
Память – дама живая и непосредственная. Она может облениться и превратиться в дряхлую старушонку, если ее не подвергать испытаниям и тренировкам.
Основа личности – это память. Известны случаи, когда при полной потере памяти (амнезии) резко изменялась структура личности. Личность строилась с нуля, опираясь на опыт, приобретенный после болезни. Потерять память – разрушить личность. Это удивительно, но первый звоночек мы получаем уже лет с 20, когда становится не так легко как в школе запоминать новое, и припоминать старое.
Есть различные виды памяти: мы помним вкус, цвет, звук, запах, мы помним предметы на ощупь и узнаем их форму; однажды, научившись управлять велосипедом или, разучив танец, мы вспомним свои движения через много лет. Кстати, последний вид памяти редко страдает.
Чаще нам труднее вспомнить имя-отчество человека или частенько ищем, куда положили ключи от машины. Если вас это еще не беспокоит и не мешает, можете дальше не читать.
Дело в том, что можно натренировать не только память, выполняя упражнения для ее укрепления, мы можем развить умственные способности, не взирая на возраст!
Итак, что губительно для памяти? Их грозная троица: стресс, авитаминоз, бездействие.
Не удивляйтесь! Именно бездействие комплексной памяти снижает наши возможности. Давайте вспомним гения запоминания - знаменитого Шеришевского.
Забор у него был не только «длинным» и «зеленым», но и «таким кислым», «шершавым» и кажется еще «унылым». При запоминании чего-то важного попробуйте представить себе полностью картинку: цвет, форму, звук, даже представьте себе вкус и запах этого предмета. Скажем : вот я кладу прохладные гладкие металлические блестящие ключи на приятную шоколадную теплую поверхность стола. А где стоит моя машина? (картинка машины, в связке с картинкой ключей-на-поверхности-стола). Поможет еще проговаривание действий про себя.
Овладение новыми навыками – прекрасный способ оживить и потренировать свою память.
Скажем, попробовать делать некоторые привычные дела непривычным способом. Чистить зубы не правой, а левой рукой, передвигаться по комнате задом наперед, придумать новый способ завязывать шнурки на кроссовках, овладеть техникой плетения узелков макраме или начать изучать экзотический иностранный язык. Любая деятельность, направленная на образование новых нейронных связей в коре головного мозга, будет полезна для Вашей памяти.
Хорошо снимает стресс, развивает внимание и память счет в уме попробуйте сначала от 100 отнимать по 3. Например:100, 97, 94, 91… Потом можно взять 7 или 4 . Затем можно будет усложнять задачу: отнять 3, к полученному числу прибавить 2, от полученного отнять 3 и т.д. 100, 97, 99, 96, 98, 95, 97 и т.д.
В свободные минуты, в транспорте, в очереди, попробуйте оживить тактильную память: вспомните какими были на ощупь мохнатая варежка в детстве, стакан с чаем в купе, стеклянная ваза, гаечный ключ на морозе. Попробуйте ощутить это, что при этом вспоминается?
Если нужно запомнить много всего, компонуйте, как это предлагают в своей статье Ольга Негина и Илья Петров: «…Вам предстоит: сходить к врачу, посоветоваться с адвокатом, вызвать слесаря, отругать подчиненного, задобрить начальника, сделать подарок дочери, наказать сына, покормить кошку, выгулять собаку, купить шампунь, проколоть шину соседу –и еще 20 дел. Попробуйте разбить их на группы: звонки (в поликлинику, адвокату, в ЖЭК), покупки (подарок, шампунь), приятные хлопоты (насолить соседу, отругать подчиненного, накормить кошку), неприятные хлопоты (задобрить начальника, наказать сына, выгулять собаку). Кому-то, может быть, как раз с собакой гулять нравиться, а подчиненного ругать жалко. Зато кошку кормить не хочется да и колоть шину –надоевшая рутина. Формируйте свои собственные группы и категории».
Итак что мы имеем: против стрессов – устный счет, для тренировки –упражнения и новые навыки, для запоминания – техники компоновки, проговаривания и создания ощутимых образов-картинок.
А с витаминами и микроэлементами мы дружим? Хорошо влияет на память включение в рацион: орехов, морепродуктов, нерафинированных растительных масел, бурого риса, красной фасоли. Прекрасен зеленый чай. А вот сладости, как ни странно, вызывают временный подъем и быструю утомляемость, ухудшение памяти. Поэтому для питания клеток мозга лучше употреблять не рафинированные, а «медленные» углеводы, которые питают вас в течение всего дня: крупы, овощи, хлеб с отрубями.
И, наконец вернемся к органайзеру. Вовсе не следует отказаться от привычки делать памятные записи. Это упорядочит и дисциплинирует. При записи включается зрительная память, а при проговаривании и моторно-речевая. Накануне, расписав все дела, мы можем вызвать в памяти нужную страничку органайзера и с этой «мысленной фотографии» мгновенно считать необходимую информацию. Как видите, и это тоже может стать тренировкой.
Ольга Клочкова