Добавлено: 14 май 2006 21:45
Формы приветствия в мире чрезвычайно многообразны. Но, как бы ни были различны эти формы, международный этикет приветствий основывается на следующих принципах.
Во время представления люди приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями. Обычно руку первой подает женщина мужчине, более старший — менее старшему, руководитель — подчиненному; при этом мужчина всегда должен снять перчатку, а женщина это делает, только если на ее руке толстая вязаная перчатка.
Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то и другая должна последовать ее примеру.
Что касается обычая целовать женщинам руку, то в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился он, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает встрече торжественный характер. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях. В любом случае, в большинстве стран мира руку целуют лишь замужним женщинам.
Порядок представлений
Если вы встречаете делегацию гостей, первым представляется глава принимающей делегации и, если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее.
Вторым представляется гость — глава делегации и представляет свою супругу.
Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников, которые приехали встречать гостей, по рангам. Если среди них есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а потом мужчин по рангам.
После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет членов своей делегации.
Встречая гостей в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Мужчинам же цветы не дарят, за исключением юбилеев.
Гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.
Обращение
В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Джонсон, доктор Смит и т.п. Причем, в отличие от России, совсем необязательно, что у человека, к которому вы обращаетесь, действительно есть это звание. Например, в Австрии обращение “господин доктор” применяется к медикам, актерам, музыкантам, а в США и Англии профессором называют любого преподавателя высшей школы. В большинстве стран, кроме Германии, можно обращаться к людям без упоминания фамилии: господин доктор и т.п.
Этикет начальника
1. Предпочтительнее обращаться к сотрудникам и подчиненным по имени и отчеству. По именам можно обращаться только к ближайшим сотрудниками, если они молоды и если не возражают против такого обращения.
2. В деловой обстановке к подчиненным следует обращаться только на “вы”. Обращение на “ты” допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями.
3. Нужно всегда помнить об иерархическом характере управленческих решений. Не надо забывать о соподчиненности и отдавать распоряжения “через голову” нижестоящего руководителя, подрывая тем самым его авторитет. В случае нарушения субординации следует обязательно поставить в известность подчиненного руководителя, чтобы не создавать впечатления, что с ним не хотят считаться.
4. Не нужно злоупотреблять личными просьбами к подчиненным, поскольку они ведут к фамильярности. В то же время соблюдение субординации вне службы (в театре, на отдыхе, в развлекательной поездке) нелепо.
5. Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой визит в кабинет руководителя, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.
6. Недоступность руководителя ведет к потере информации. В организации должен быть такой порядок, при котором любой сотрудник в максимально короткий срок и при максимально упрощенной процедуре может попасть на прием.
7. Приглашая работника на беседу, нужно предупредить его лично или через секретаря о времени, длительности и теме беседы, чтобы он мог подготовиться.
8. Правило вежливости — выслушать человека не перебивая его, не отвлекаясь на другие дела и других людей.
9. Не следует во время приема людей разговаривать по телефону, подписывать документы, перебирать бумаги, даже если вы очень заняты. Лучше перенести встречу на другое время, чем выказывать неуважение к посетителю подобным образом.
10. Всегда спрашивайте согласия окружающих, если вы собираетесь закурить, даже когда находитесь в своем кабинете.
Программа "Международный протокол"
Проверьте свои знания!
Верны ли утверждения?
1. Для встречи делегации в аэропорт или на вокзал обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2–3-х человек.
2. Гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.
3. Если представляют одного человека сразу нескольким, обычно громко называют его имя и фамилию, а представляемый отвешивает легкий поклон всему обществу.
4. Хороший корпоративный подарок — дорогой подарок. Не стоит скупиться при его выборе, потому что чем дороже стоит подарок, тем он лучше.
5. Если на мероприятие мужчину приглашают с женой, то жене не посылают отдельного приглашения, указывая ее имя в приглашении для мужа.
6. На приглашение на официальные мероприятия следует ответить по телефону в течение 2-х дней.
7. Если вы принимаете у себя гостей, всегда спрашивайте согласия гостей и посетителей перед тем, как закурить.
8. Курить за столом можно во время перемены блюд.
9. Если в качестве автотранспорта используется личный автомобиль, и водитель — глава встречающей делегации, тогда самый почетный гость садится рядом с ним.
10. Если вы посылаете кому-либо свою визитную карточку с какой-нибудь надписью (например, “с благодарностью”), всегда ли нужно проставлять на карточке дату?
Если Вы ответили "да" на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9 и "нет" на вопросы 4, 6, 8, и 10 — поздравляем!
Вы действительно обладаете разносторонними знаниями в области делового протокола.
"Образование и Бизнес" № 13 (37) 11 апреля 2000г.